ds-market.ru
ВСЕ ДЛЯ РЕМОНТА

ds-market.ru каталог строительных, ремонтных и отделочных материалов от ведущих производителей на любой случай.

Краски и лаки

Image

Tikkurila

Сухие смеси, гипсокартон

Image

Советы

Инвентарь

Image

Инструмент

Напольные покрытия

Image

Монтажная пена, клеи

Image

Российский рынок строительных материалов

Отечественная стройиндустрия переживает непростые времена. Кризис финансирования стал непреодолимым препятствием на пути реализации многих перспективных проектов, в том числе уже находящихся на стадии строительства. Перманентное и зачастую ничем не мотивированное повышение цен на рынке стройматериалов только усугубляет ситуацию. Однако наметились и некоторые положительные тенденции, которые позволяют надеяться на то, что между предложением на рынке стройматериалов и спросом на них в конце концов будет достигнут паритет.

капитальное строительство

Капитальное строительство оказалось в числе тех отраслей российской экономики, по которым финансовый кризис нанес особенно мощный удар. А если говорить о так называемом реальном секторе, то, пожалуй, так не пострадало больше ни одно направление производства. Статистика по стране свидетельствует о том, что темпы капитального строительства и объемы инвестиций в него продолжают снижаться, причем эта тенденция, скорее всего, будет преобладать в ближайшие 2 года. Сегодня лишь 20% готовых к реализации проектов доводятся до стройплощадок.

Серьезно осложняет положение и ситуация на рынке стройматериалов. Цены на них за два предкризисных года выросли на 30-50%, а в некоторых сегментах рынка и того больше. Например, цемент подорожал почти вдвое и, по мнению многих экспертов, продавался по искусственно завышенным в разы ценам. Уже в 2007-2008 гг. это стало серьезной проблемой для строительной отрасли, не говоря о сегодняшнем дне.

Конечно, в первый год кризиса цены падали, однако совсем не так стремительно, как росли перед этим: в среднем процентов на 10 за 2009 год. И, достигнув «дна» (понятие в данной ситуации довольно условное), снова поползли вверх. Причем на некоторые виды продукции (в частности, на отделочные материалы) цены росли даже в период общего экономического спада. Сегодня же это общая тенденция, негативно влияющая на ситуацию в отрасли. Например, уже упоминавшиеся и продолжающиеся спекуляции на рынке цемента (а он только за июль 2010 года подорожал почти на 10%) дестабилизируют положение и во многом способствуют сокращению объемов капитального строительства.

Однако наметились и некоторые позитивные тенденции. В частности, значительных успехов добились российские производители фасадных систем. Так, летом 2010 года впервые в нашей стране при строительстве здания с элементным фасадным остеклением была использована профильная система отечественного производства. Подобное предложение оказалось как нельзя кстати в столь трудное для строительной отрасли время, когда на счету буквально каждый рубль. Добиться такой значительной разницы в цене удалось за счет того, что весь цикл производства профиля замкнут на Россию, тогда как зарубежные компании, даже при условии размещения основного производства на территории нашей страны, все равно привозят часть сырья и комплектующих из-за рубежа. Этим же объясняются и короткие сроки поставок.

Москва-Сити

Пилотным объектом, остекленным с использованием только российских профильных систем, стало здание рекреационного комплекса с зимним садом и гостиницей в деловом центре «Москва-Сити». Специально разработанные и произведенные в России алюминиевые профильные системы («Реалит») были использованы для его наружного остекления, а также монтажа купольной светопрозрачной крыши и внутренних витражей.

Эволюционируют и другие направления стройиндустрии. Например, в кирпичном производстве сегодня имеет место консолидация мощностей. Дело в том, что традиционно рынок кирпича в нашей стране имеет региональную структуру: спрос большинства областей удовлетворяется за счет локальных мощностей, ни одна компания не контролирует более 2% рынка, а всего их насчитывается более 700. При этом качество российского кирпича в последние годы вызывало множество нареканий. С наступлением кризиса спрос на него начал падать, и небольшие компании, для которых сокращение объемов производства было равносильно его фактической остановке, начали снижать цены, в результате чего они упали почти на 40%. В итоге многим предприятиям все же пришлось свернуть свою деятельность. Начался процесс укрупнения компаний, который должен привести к стабилизации цен и качества выпускаемой ими продукции. Наблюдаются подобные процессы и на рынке сухих смесей.

На рынке отделочных материалов по-прежнему преобладает доля импортной продукции (не менее 60%). Однако многие крупные компании, несмотря на кризис, продолжают расширять свои производственные мощности в России, что способствует некоторому снижению цен на внутреннем рынке и позволяет более гибко регулировать ассортимент. Так, продолжает расширение ассортимента своей продукции российско-германская компания «Файдаль Продакшн», выпускающая, в числе прочего, морозостойкие водно-дисперсионные краски, способные выдерживать температуры до -60°С, что особенно актуально для Сибири и Крайнего Севера.

краски

Рекордный для нашей страны результат показали в июле 2010 года российские предприятия группы Kerama Marazzi, отгрузившие за месяц 2 млн. 200 тыс. кв. метров керамической плитки и керамогранита. Это свидетельствует о том, что качественные отделочные материалы отечественного производства постепенно начинают замещать импортную продукцию, которая еще совсем недавно практически безраздельно занимала российский рынок.

Итак, несмотря на то, что перед российской стройиндустрией стоит еще множество нерешенных проблем, ситуация в отрасли начинает постепенно выправляться. В числе прочего, свидетельствуют об этом и структурные изменения на рынке строительных материалов. Конечно, делать долгосрочные прогнозы пока еще рано, однако наметившиеся тенденции имеют явно положительный характер и позволяют надеяться на преодоление последствий кризиса в обозримом будущем.