ds-market.ru
ВСЕ ДЛЯ РЕМОНТА

ds-market.ru каталог строительных, ремонтных и отделочных материалов от ведущих производителей на любой случай.

Краски и лаки

Image

Tikkurila

Сухие смеси, гипсокартон

Image

Советы

Инвентарь

Image

Инструмент

Напольные покрытия

Image

Монтажная пена, клеи

Image

Энергоаудит. реализация программы энергосбережения

Авторы: В.И. Белан (генеральный директор), А.В. Пермина – «Новосибсертификация» АНО (Новосибирск)

Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития России, названных Президентом РФ. Энергосбережение — общенациональная задача, в процесс модернизации экономики России включены не только хозяйствующие субъекты, но и все общество в целом, общественные организации и политические партии. Вопросам энергосбережения и энергетической эффективности уделяется со стороны государства особое внимание.

энергоэффективность

В России высокий технический потенциал повышения энергетической эффективности — более 40% от нынешнего уровня потребления энергии в стране. В абсолютных объемах — это 403 млн. т.у.т. Разумное использование этого резерва возможно только за счет проведения комплексных мер экономии. В настоящее время в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности существует три основополагающих базовых документа: «Энергетическая стратегия на период до 2030 года», Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Государственная программа «энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года».

Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» — базовый документ, определяющий государственную политику в области энергосбережения. Закон направлен, кроме прочего, на решение вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности в области ЖКХ. 21 октября 2010 года Правительством Российской Федерации был одобрен проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года, подготовленный Министерством энергетики РФ. На заседании Правительства Российской Федерации 21 октября 2010 года проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года представил глава Минэнерго РФ Сергей Шматко.

Государственная программа позволит к 2020 г. сократить энергоемкость ВВП на 40%. Без поддержки государства к 2020 г. энергоемкость ВВП сократится на 26,5% за счет структурного сдвига — развития неэнергоемких отраслей, внедрения нового оборудования и других факторов. Реализация Программы разбита на этапы: 1 этап — 2011-2015 гг. — переход на энергоэффективный путь развития экономики, 2 этап — 2016 — 2020 гг. — развитие экономики по энергоэффективному пути. В разработке программы были задействованы 15 экспертных групп (в общей сложности около 100 ведущих российских экспертов), специализирующихся по проблематике энергоэффективности и энергосбережения. Участие в подготовке программы также приняли представители бизнеса и администраций регионов России. Программа построена по принципу формирования типовых направлений энергоэффективности. Это позволит достичь существенных реальных показателей экономии топливно-энергетических ресурсов в различных сферах.

экономия ресурсов

Проект государственной программы энергосбережения предусматривает общий уровень затрат на реализацию мероприятий повышения энергоэффективности в сумме 9,5 триллионов рублей в течение ближайших 10 лет. По заявлению Председателя Правительства РФ, в проект бюджета на следующий год на реализацию мероприятий программы заложено 7 миллиардов рублей. Эти средства в основном предназначены для субъектов Федерации, которые подготовят качественные проекты энергосбережения в бюджетных учреждениях, в жилищно-коммунальной сфере, на других региональных и муниципальных объектах. Кроме прямого финансирования, программа предусматривает привлечение внебюджетных источников для перехода на современное энергоэффективное оборудование. В результате будет ускорено внедрение современных энергоэффективных технологий в школах, больницах, других муниципальных учреждениях, а полученные в результате экономии ресурсы и средства бюджетные учреждения смогут направлять на улучшение качества своей работы и, что немаловажно, на повышение заработной платы своих работников. Именно такой механизм и заложен в федеральном законе № 261 «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Порядок управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений выделен отдельной статьей. В составе требований: показатели энергоэффективности для объекта в целом; показатели энергоэффективности для архитектурно-планировочных решений; показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а также материалов и технологий, применяемых при капремонте. Органы Госстройнадзора определяют класс энергоэффективности многоквартирного жилого дома, а застройщик и собственник дома обязаны разместить указатель класса энергоэффектиности на фасаде дома. Собственники зданий, строений, сооружений обязаны в течение всего срока их эксплуатации не только обеспечивать установленные показатели энергоэффективности, но и проводить мероприятия по их повышению. Это также является обязанностью лица, ответственного за содержание жилого дома. Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения.

Перед началом рассмотрения задачи повышения энергоэффективности мы должны иметь в виду, что энергоэффективность — это не одно и то же, что энергосбережение. Под энергосбережением понимается сбережение энергии или ресурса (иногда энергосбережение экономически невыгодно, иногда может приводить к нарушению санитарных норм и т.д.), под энергоэффективностью же следует понимать процесс по оптимальному использованию энергетических ресурсов с учетом, как минимум, экономической, экологической и социальной составляющих в определенный временной промежуток.

Основным источником теплопотерь и вредных выбросов в нашей стране являются конечные потребители энергии — жилые, общественные и производственные здания. На их отопление расходуется более 40% всех топливно-энергетических ресурсов страны. Причем значительная доля энергопотребления приходится на жилищно-коммунальный сектор и превышает соответствующие показатели европейских стран более чем в два раза. Однако, как выяснилось, в настоящее время энергетические обследования зданий с приборным замером фактических теплопотерь и составлением энергетических паспортов на основании этих замеров проводятся редко. Это дает возможность строительным и проектным организациям переложить свои недоработки по соответствию нормативных теплопотерь зданий на плечи их собственников и фактически обойти нормативные требования. Оценка теплозащитных характеристик зданий осуществляется расчетным путем по проектно-информационным показателям ограждающих конструкций. Фактические результаты строительства не учитываются. При резко возросшей стоимости энергоносителей такой подход не устраивает потребителей, поскольку не учитывает случайные (но очень частые) изменения характеристик строительных материалов и конструкций, нарушения технологии при производстве строительно-монтажных работ. Проще говоря, когда в проекте предусмотрено одно, а на деле применяется другое.

энергоаудит

В то же время по действующим требованиям, необходимо проводить натурные испытания ограждающих конструкций, инженерных систем, лабораторные испытания материалов. В ходе проведения работ по обследованию и энергоаудиту зданий специалисты все чаще сталкиваются с проблемами в новых и существующих зданиях, с точки зрения их энергоэффективности:

наблюдается промерзание наружных стен, особенно в углах помещений;

имеет место холодная поверхность стен, наледь на оконных откосах и оконных переплетах;

выпадает конденсат на окнах, оконных откосах, стенах;

появляется плесень на стенах и оконных откосах;

отсутствует вытяжная вентиляция в квартирах;

не обеспечивается инсоляция и нормативное естественное освещение в комнатах по причине ошибок в ориентации дома;

температура воздуха в квартирах ниже допустимой по санитарным нормам.

Вышеперечисленные недостатки можно наглядно выявить при проведении тепловизионного контроля. Для реконструируемых и восстанавливаемых зданий перед разработкой проекта утепления фасадов эксплуатирующихся и восстанавливаемых зданий необходимо проводить обязательное комплексное обследование ограждающих конструкций с целью определения их реального сопротивления теплопередаче как в целом по зданию, так и его отдельных зон, в том числе и с применением тепловизора. Тепловизионному контролю подвергаются наружные и внутренние поверхности ограждающих конструкций. Обследование выявляет наличие или отсутствие дефектов теплозащиты зданий, таких как:

недостаточное утепление строительных конструкций;

дефекты кирпичной кладки;

нарушения в швах и стыках между сборными конструкциями;

дефекты перекрытий;

утечки тепла через окна и остекленные участки зданий в результате плохого монтажа или производственных дефектов;

утечки тепла через системы вентиляции;

участки зданий с повышенным содержанием влаги.

Тепловизионный метод позволяет проанализировать работу системы вентиляции, оценить интенсивность инфильтрации воздуха, а также выявить нарушения теплозащиты ограждающих конструкций, возникшие в результате следующих причин:

ошибок проектирования;

нарушений технологии изготовления строительных материалов, правил складирования, перевозки и т.п.;

ошибок и нарушений технологии при строительстве зданий;

неправильного режима эксплуатации.

Перечисленные факторы приводят к преждевременному снижению теплозащитных свойств в отдельных участках ограждающих конструкций в результате воздействия погодных (ветер, атмосферные осадки) и естественно-климатических условий (циклы тепло-холод, влажность). Это, в свою очередь, приводит к ухудшению микроклимата внутри зданий и перерасходу топлива на обогрев вследствие увеличения теплопотерь. Тепловизионная диагностика позволяет определить пути устранения ошибок проектирования, в результате которых температура в помещениях держится на недопустимо низком уровне. Но, еще раз хотелось бы отметить, что тепловизионное обследование лишь небольшая часть работ, которые необходимо производить при энергоаудите.

В заключение можно сделать вывод об отсутствии четкого понимания методики проведения энергетических обследований среди организаций, занимающихся такими обследованиями. Реализация программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности без создания такой методики будет затруднена. Необходимы совместные усилия заинтересованных сторон, в том числе и обязательное участие со стороны государства.

Журнал «Проектирование и строительство в Сибири»

www.sibsi.net

Оформление подписки на журнал: (383) 22-22-956